Комплексный центр социального обслуживания населения (КЦСОН) отметил 15 лет со дня своего основания. За эти годы его сотрудники поддержали в трудной ситуации без малого 23 тысячи норильчан.
Открылся он в начале октября 2000 года в Талнахе, в бывшем здании общежития на улице Маслова, 4. Организацию центра взяли на себя городской Совет и администрация Норильска. Весомый вклад в формирование материально–технической базы внес «Норильский никель». Почему называется комплексным — потому что здесь оказывают гражданам самые разные услуги: от оформления документов до поиска родственников, от компьютерных курсов до помощи в ремонте квартиры и т. д. Это единственное учреждение в городе, где помогают всем слоям населения: детям, семьям, пожилым людям и инвалидам.
Подробнее о работе Комплексного центра рассказал его директор Владимир БОНДАРЬ:
– Наша задача, по сути, сформулирована в Конституции: раз мы живем в социальном государстве, то оно через такие организации, как наша, должно оказать помощь и поддержку человеку. Получатели социальных услуг должны соответствовать необходимым для этого условиям. Это либо возраст — дети до 18 лет или граждане пенсионного возраста, либо состояние здоровья — инвалидность, либо социальный статус — например, участники вооруженных межнациональных и межэтнических конфликтов, беженцы, Герои Российской Федерации или Герои Социалистического Труда.
23 тысячи обслуженных граждан — это пофамильный подсчет получателей услуг, а не факты оказанной им помощи. Из них львиная доля — 78 процентов — это те, кому были оказаны срочные социальные услуги, а также услуги в полустационарной форме. По восемь процентов получателей услуг — дети из нашего социального приюта и граждане пожилого возраста и инвалиды, обслуженные на дому. И шесть процентов — те граждане, которые получили помощь в условиях стационара.
– Владимир Витальевич, а можно поподробнее о формах поддержки, которую вы оказываете...
– Перечень наших услуг очень большой, их просто невозможно перечислить, это любая помощь, какая может потребоваться. Мы оказываем социально–правовые услуги, социально–бытовые, соцально–экономические, социально–педагогические, социально–медицинские и социально–психологические. И все они могут быть оказаны в разной форме. Например, консультацию юриста или психолога вы можете получить как на дому, если не в состоянии передвигаться, так и у нас в центре. К нам в стационар помещают тех горожан, кто не может самостоятельно удовлетворить свои потребности. Для этого необходимо собрать пакет документов, который подтверждает, что человек нуждается в постоянном постороннем уходе. Для него составляется индивидуальная программа реабилитации, и он помещается к нам на срок до полугода. Полустационар — когда люди получают помощь в центре, не пребывая в нем круглосуточно. Например, у нас работает компьютерный класс, где преподают азы компьютерной грамотности. Надомное обслуживание — наши соцработники посещают тех, у кого нет родственников, и оказывают на дому всю необходимую помощь. Срочные услуги — это помощь, которая не носит системный характер, разовая: например, помощь в восстановлении документов, переезде на материк или в составлении какого–либо юридического договора.
Согласно законодательству социальные услуги оказываются на платной основе. Однако есть исключения.
Социальные услуги предоставляются бесплатно:
• несовершеннолетним детям;
• лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов.
Социальные услуги в форме надомного обслуживания и в полустационарной форме предоставляются бесплатно, если на дату обращения среднедушевой доход получателя ниже или равен полуторной величине прожиточного минимума.
Социальные услуги в полустационарной, стационарной форме и при надомном обслуживании предоставляются бесплатно следующим категориям граждан:
• инвалидам и участникам Великой Отечественной войны;
• супругам погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны или участников Великой Отечественной войны, вдовам военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, Великой Отечественной войны, войны с Японией, не вступивших в повторный брак;
• одиноко проживающим лицам, проработавшим в тылу в ВОВ, одиноко проживающим супружеским парам, в которых один из супругов является тружеником тыла;
• бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны;
• лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
• Герям Советского Союза;
• Героям Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы;
• Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы;
• инвалидам боевых действий.
– Есть однако важный нюанс: наша помощь и поддержка должны быть направлены на то, чтобы человек научился в дальнейшем самостоятельно удовлетворять свои нужды. Как говорится, давать ему не рыбу, а удочку. Наша задача — сделать человека не пассивным потребителем, а самодостаточным гражданином: социализировать ребенка или адаптировать инвалида. Конечно, при разных степенях инвалидности неизбежны ограничения возможностей, и тут наша задача — научить человека доступным ему методам самообслуживания.
В 95 процентах случаев у тех, кто попадает к нам, сложилась трудная жизненная ситуация. Порой она сопровождается иждивенческим настроением, желанием поскандалить, обвинять всех и вся и нежеланием себя обслуживать. Здесь человеку надо помочь переломить отношение к себе и к окружающим, иногда это приходится делать жестко, как хирургу, который вправляет вывих. Ведь такой подход к жизни, социальная гиподинамия — это просто крах для личности. Если ты сам не хочешь оздоровиться, научиться, выбраться, никто за тебя это не сделает. Очень хорошо это видно у детей: они привыкают к гарантированному социальному обеспечению, а когда им исполняется 18 лет, полная гражданская ответственность и самостоятельность становятся для них неожиданностью. Все дети, попадающие к нам, находятся в сложной ситуации: ушел из дома, конфликт со школой или родителями, или последних нет вообще по тем или иным причинам. У нас они находят временное пристанище, пока решается дальнейшее их жизненное устройство. В 70 процентах случаев дети от нас возвращаются в семью. В остальных — направляются в детский дом, в интернат, под опеку или в приемную семью.
– А простые норильчане могут как–то помочь тем, кого вы поддерживаете?
– Да, норильчане звонят нам, если видят, что пожилому человеку, инвалиду, человеку без определенного места жительства нужна помощь. Мы выезжаем по таким обращениям. Также мы принимаем от населения ненужные, но целые и чистые вещи. Рассмотрим любое предложение, можем сами приехать и забрать. Особенно нужны мебель, бытовая техника, теплая одежда, канцелярия и средства медицинской реабилитации — костыли, инвалидные коляски. Главное — это искреннее желание помочь, а не просто избавиться от ненужных вещей.
Эльвира, находится в стационаре КЦСОН:
– Когда я только попала сюда, меня поразило, что каждый работник своим добрым отношением старается прибавить мне сил. Я еще никого не знала здесь, а все здоровались, спрашивали о самочувствии. Здесь специалистам не надо ничего объяснять, они нашу боль знают как свою. Даже дома такого взаимопонимания нет. Спасибо большое всем работникам КЦСОН. С юбилеем!
altИрина ШЕМИТ, начальник организационно–методического отдела КЦСОН:
– В нашем учреждении работают специалисты почти 70 различных специальностей и должностей: психологи, воспитатели, юристы, медсестры, повара, швеи — всего порядка 240 человек. Но главное условие для нас — внимание и душевное тепло. Без этого здесь работать не получится. Нужно уметь чувствовать чужую боль и в то же время уметь не погружаться в нее так, чтобы навредить себе. Каждый из нас — в какой–то мере психолог. Люди приходят сюда в трудное для них время, иногда совсем опустив руки. А ведь и здоровым тяжело невзгоды переносить, а человеку с ограниченными возможностями — и подавно. А они бывают намного сильнее нас с вами. Например, нам лень ходить в спортзал, а инвалиды ходят постоянно, через боль, стремятся встать на ноги. И наша задача — вселить в них веру в себя.
Беседовала Светлана ГУНИНА
Фото Елены ХУДАНОВОЙ
Источник Заполярная правда № 159 от 13.10.2015