Профессия - людям помогать

8 июня в России отмечают День социального работника. Накануне во всех учреждениях социальной защиты впервые прошел единый День открытых дверей. Сотрудники комплексных центров соцобслуживания, территориальных отделений соцзащиты, центров помощи семье и детям, реабилитационных центров для детей-инвалидов вышли на свои рабочие места, чтобы максимально рассказать о своей работе людям, проконсультировать всех желающих и показать, какие услуги сегодня предоставляет сфера социальной защиты. 

Специально к дню соцработника познакомились с норильчанкой Светланой Старовойцевой, которая работает в отделении социального обслуживания на дому КСЦОН «Норильский. Рассказываем, каково это - когда помощь людям становится профессией.  

В сфере соцподдержки 51-летняя Светлана давно. Еще до приезда в Норильск работала в Каратузском доме-интернате для людей пожилого возраста. А 5 лет назад, когда муж отправился на заработки на Север, рванула за ним. Честно признается, что поначалу не хотела здесь устраиваться на работу в социальную сферу, - слишком уж это эмоционально непросто. Но потом рассудила: лучше заниматься тем, что хорошо знаешь и умеешь. Вот уже 4 года Светлана работает в отделении социального обслуживания на дому КСЦОН «Норильский», сейчас у нее «под крылом» 14 человек.

- Есть расхожее мнение, что люди, к которым ходит социальный работник, как правило, одинокие – те, о ком некому позаботиться. Всегда ли это так?

- Нет, конечно. Есть, например, пожилые люди, которые живут с детьми, но те работают, а днем человеку нужен уход. Вплоть до того, что надо проконтролировать, чтобы вовремя человек выпил таблетки и поел, сходить в магазин или по дому помочь. Дети ведь тоже не могут постоянно находиться рядом, нужно зарабатывать, - рассказывает, намывая посуду Светлана.

С ней мы встречаемся у одной из подопечных, 43-летней Евгении. Женя 10 лет назад получила инвалидность по общему заболеванию, передвигается с трудом, поэтому нужна помощь по хозяйству.

- Света ко мне уже больше года ходит, мы подружились, - улыбается Евгения. – Она очень помогает. Мама, когда уезжала на материк, в Краснодарский край, оформила мне соцпомощь, так что я благодарна очень. У меня здесь дочка живет, 23 года, работает медиком. Дважды в неделю дочь приходит, дважды – Светлана, приносит продукты – это самая большая проблема, но вместе справляемся.

В небольшой, но светлой и чистой квартирке все обустроено так, чтобы Евгения сама могла большую часть работы делать. В углу – сложенная инвалидная коляска и велотренажер – на нем Женя разрабатывает ноги. Коляской пользуется все меньше, старается передвигаться по квартире с помощью ходунков. Говорит, в последнее время у нее хороший прогресс.

- Делаю все, чтобы пойти. Надежда всегда есть, - улыбается Евгения. – Надоело уже 10 лет сидеть на месте. Раньше в основном ползком, а сейчас чувствую улучшения.

О том, что такое преодолеть боль, Светлана знает на собственном опыте, так что поддерживает Евгению не только как соцработник, но и чисто по-человечески.

- Я по себе знаю, что такое лежать, - делится Светлана, - 9 месяцев была парализована после серьезного ДТП. Еще совсем девчонка была, 17 лет. Встала…

Зависит от человека

- Люди разные: кто-то после травмы или заболевания перестает бороться – лежит и все, другие стараются радоваться даже мелочам. Есть у меня, к примеру, молодая женщина со сложным диагнозом – рассеянный склероз. Болезнь тяжелая, при ней мышцы атрофируются со временем. Но она борется. Недавно сама спекла пирог и звонит мне радостная: «Приходи на чай» - это для нее уже победа, понимаете, - рассказывает Светлана.

- А с пожилыми людьми тяжело?

- Тоже от характера зависит, к каждому нужен свой подход. Бывает, что и капризничают бабушки. Вот, к примеру, у меня была такая получательница: я к ней должна была приходить ровно в 15.00, приду раньше на 5 минут – дверь не откроет, позже – тоже не открывает. Это потому, что у нее все строго по часам – такой у нее ритм жизни, а если выбьется из него, ей уже трудно. Такие вещи тоже надо понимать и чувствовать, - продолжает Светлана. – Не все сотрудники могут справиться с таким. Многие приходят на работу, документы только на трудоустройство месяц собирать, устраиваются, потом пара недель – и все, след простыл.

Светлана говорит, что работники соцслужбы сами оказывают друг другу большую поддержку – иногда чисто психологическую. Вымотаешься за день, набегаешься, сил нет душевных – коллеги всегда приходят на помощь: поговорят, успокоят. А когда выговоришься, уже легче. Порой, кстати, приходится и получателей (так их называют в соцслужбе) из беды выручать.

- Я своим всегда говорю, чтобы в кармане был сотовый телефон, и если что случилось, – сразу же звонили. Вот недавно случай у меня был: звонок от одной бабушки, плачет, голос срывается, оказалось – упала в ванной, поскользнулась на кафеле на новом коврике и в стать не может. Бросаю все – бегу к ней, мало ли, думаю, вдруг травма. Обошлось, хотя стресс, конечно, у нее был, рассказывает Светлана. - На самом деле, я вообще считаю, у нас такая работа, с которой справиться может любой человек, у которого есть пожилые родители и который их ценит и умеет заботиться. Мы ведь и сами не всегда будем молодыми и сильными.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Месяц назад в Норильске впервые на территории КСЦОН «Норильский» и АНКО «Комплексный центр социального обслуживания населения «Снегири» запустили совместный проект по оказанию услуг населению. По словам директора КСЦОН «Норильский» Владимира Бондаря, ранее подобного проекта на территории не было.

- Норильчане теперь могут получать расширенный спектр социальных услуг от нескольких поставщиков, могут выбирать, - пояснил Владимир Бондарь, - это здоровая конкуренция в социальной сфере и требование указа президента «Об утверждении приоритетных направлений деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг». Ранее у нас совместных проектов АНКО, которые бы занимались социальным обслуживанием населения не было. Главное, что теперь жители города могут выбирать: у какой-то организации, к примеру, услуги больше ориентированы на спортивное оздоровление, у других – на досуг и культурные мероприятия. Есть выбор. Также норильчане теперь могут заказать услугу, которая, например, у нас отсутствует в основном и дополнительном перечне, но является необходимой человеку. В данном случае все методики хороши, лишь бы людям на пользу и во благо.