Безнадёжных детей не бывает

Соцприют является подразделением Комплексного центра социального обслуживания населения и находится в Талнахе. Сюда попадают несовершеннолетние не только из районов Норильска, но и с Таймыра. Из последних таких случаев — мальчик из посёлка Носок. Максимально приют может принять 32 ребёнка. Возраст детей — от 3 до 18 лет. В штате — 12 воспитателей и 12 помощников воспитателей, социальный педагог и психолог. За каждой цифрой статистики стоит непростая детская судьба. О работе приюта и его подопечных рассказала Ирина Шалаева.

– Ирина Владимировна, какие ребята к вам попадают?

– Соцприют — отделение нашего комплексного центра, которое было создано для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Сюда попадают дети, которые по определённым обстоятельствам не могут находиться в привычной домашней обстановке. Причины для этого могут быть разными. Основная — что–то случилось с родителями или законными представителями детей. Бывают случаи, когда опекуны отказываются от ребят. К нам привозят самовольно ушедших из дома несовершеннолетних, которых полиция находит на улице ночью. Бывает, что в приют обращаются сами родители, когда им не с кем оставить детей на время операции или срочной командировки. Иногда просят помощи, если сами не справляются с родительской нагрузкой. Редко, но всё же бывает, когда к нам дети сами приходят, столкнувшись с конфликтной ситуацией в семье.

– Что происходит с детьми после того, как они поступили к вам в приёмное отделение?

– Они проходят медицинское обследование и психологическую диагностику. На основании собранных данных составляется индивидуальный план реабилитации ребёнка. Исключение бывает только в случаях, когда сбежавшего из дома ребёнка, например, привезли поздно вечером. Мы сообщаем об этом родителям, и уже утром его забирают. Стоит отметить, что вне зависимости от того, сколько времени ребёнок у нас пробыл, мы сообщаем о том, что он к нам поступил, всем учреждениям системы профилактики: в центр семьи «Норильский», органы опеки, комиссияю по делам несовершеннолетних, отдел МВД, социально–образовательный центр. И когда ребёнок покидает соцприют, об этом тоже сообщается в социальные службы, которые потом сопровождают семью по месту жительства.

– Как реагируют дети, когда их определяют к вам?

– Всё зависит от ситуации, которая их сюда привела, и от возраста. Как правило, дошколята воспринимают приют просто как новый сад, только круглосуточный. Если ребёнок пришел к нам самостоятельно, то приют его не пугает. Его больше тревожит та проблема во внешнем мире, от которой он хочет укрыться. Если к нам поступил подросток, который, например, уже привык вести самостоятельный и не совсем социальный образ жизни, он может быть настроен негативно. Особенно из–за круглосуточного контроля и режимных требований нашего подразделения. Самые сложные и страшные — это случаи, когда дети остались одни после смерти родителей. Горе каждый переживает индивидуально. Кто–то будет проявлять агрессию, а кто–то, наоборот, замкнётся в себе.

– Чем занимаются ваши воспитанники?

– Во время учебного года школьники проходят обучение в образовательных учреждениях. Раньше к нам приходил преподаватель начальной школы и занимался с младшими школьниками. А подростки ходили на уроки в школу № 20, что через дорогу от нас. А сейчас из–за того, что школы работают по муниципальному заданию с учётом собственной численности учеников, наших подопечных распределяют по всем школам Талнаха, в зависимости от того, где есть свободные места. Если ребята до этого учились в Центральном районе, Оганере или Кайеркане, их переводят в наш район. А дошколятами занимаются наши воспитатели, они все имеют высшее педагогическое образование. Кроме того, у нас практически каждый день проводятся культурно–массовые мероприятия силами наших работников и друзей приюта. Например, участники программы «Комбинат добра» организуют совместные акции, они также приобретают для наших ребят развивающие игры и наборы для творчества. Активно нам помогают предприниматели — и проводить праздники, и материально.

Поскольку к нам определяют детей с трёх до 18 лет, группы сформированы по возрасту: дошкольники, младшие школьники, подростки. В соответствии с возрастами разработаны воспитательные коррекционные программы, режим дня и занятия, которые проводят воспитатели. Есть также педагог дополнительного образования, который приобщает детей к творчеству. И есть ещё руководитель кружка декоративно–прикладного творчества, который учит ребят шить и вышивать. Состав воспитанников не постоянный, поэтому мы ориентируемся на то, какая группа детей набирается. Работа строится с учётом их интересов и увлечений.

– На какой срок к вам попадает ребёнок?

– Всё очень индивидуально и зависит от того, как разрешится ситуация. Это может быть неделя, две, месяц. Бывает так, что ребёнок попадает к нам, и мы сами думаем, что ненадолго, а он остаётся на полгода, иногда и на год. Недавно у нас двух сестёр перевели в детский дом. Мы до последнего надеялись, что девочки вернутся в семью, но, увы... Их маме неоднократно давали шанс исправиться, но всё бесполезно. А потом ушло много времени на то, чтобы собрать документы и через суд лишить её родительских прав. Как я уже сказала, бывают случаи, когда дети проводят у нас одну ночь, и утром их забирают.

Тут многое зависит от комплексной работы, в особенности с родителями. Бывает, к нам поступает ребёнок, а от родителей мы слышим: «Ну, он же у вас, вот и работайте с ним, исправляйте. У меня нет проблем, всё хорошо». Так не бывает. Каким бы хорошим ни был родитель, без доверительных отношений с ребёнком это не имеет ценности. Наш психолог именно так и строит свою работу, на совместных усилиях с двух сторон. Плюс к работе активно подключают педагогов из образовательных учреждений. В особенности, если раньше ребёнку недостаточно уделяли внимания дома в плане контроля. Мы следим, как он посещает занятия, ведёт себя на уроках, выполняет домашние задания. От того, сколько усилий приложат все стороны, зависит успех реабилитации.

– А что конкретно входит в индивидуальную программу реабилитации?

– Индивидуальная программа реабилитации включает в себя психологическое и социально–педагогическое консультирование, коррекционные занятия в рамках профилактических программ, культурно–досуговые мероприятия. Дети активно участвуют во всех наших мероприятиях, а ребят постарше привлекаем в качестве ведущих на мероприятиях для младших воспитанников. Они нам также помогают собрать и сопроводить малышей на прогулку. В такой работе проявляются их лучшие качества. Казалось бы, подросток сам оказался в ситуации, когда ему нужна помощь, а сейчас его просят помочь кому–то. Повышается его значимость в собственных глазах. Это даёт хороший эффект при реабилитации.

У нас практически ежедневно проводятся разные мероприятия. У каждого воспитателя какие–то свои методы, которые помогают выстраивать работу. Педагоги всячески стараются подружить детей, чтобы они поддерживали друг друга. Перед тем, как покинуть приют, ребята обмениваются телефонами и потом поддерживают общение друг с другом. Приятно, когда у ребёнка не только налаживаются отношения в семье, но и появляются новые друзья.

Ещё один момент. У нас разный контингент детей. Они общаются между собой. Вот, к примеру, привезли к нам ребёнка из вполне благополучной семьи, но он не слушается родителей, пропускает уроки. Мы его спрашиваем: «А мама тебя любит?», «Конечно, — отвечает он, — а что, может быть иначе?» И в приюте узнаёт, что есть родители, которые могут забыть про своих детей, не кормить их и даже побить. И тут начинается переоценка того, что есть у тебя. Некоторым и этого хватает для реабилитации. Достаточно экскурсии по приюту. Всё же у нас учреждение со своими правилами. Был случай, пришла к нам девочка, которая была недовольна мамой и своей жизнью в семье, считала, что к ней предъявляют завышенные требования. После посещения приюта девочка осознала, что у неё не всё так плохо.

 

Текст Надежда Петрова

Источник: газета "Заполярная Правда"