Я и мы

МБУ "КЦСОН" апрель - июль 2018, «Занятия с родителями (законными представителями) «Я и мы».

«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему» Л.Н. Толстой.

Работа с родителями, семьей представляет собой очень важный, сложный и необходимый для профилактики и коррекции отклоняющегося от нормы поведения детей вид деятельности. Семья является одним из важнейших факторов, влияющих на формирование отклонений в поведении детей и подростков. Истоки деформации в семьях различны. Они лежат и в искаженном понимании целей воспитания, и в характере родительского авторитета, и в методах воспитания. Корни детских бед в недостаточной подготовленности родителей к своей миссии, поэтому работа по профилактике и коррекции этих отклонений должна проводиться целостно, комплексно как с самим ребенком, так и с его семьей. В рамках конкурса городов России «Город - территория детства» в социальном приюте для детей и подростков проводятся занятия «Я и мы» с родителями (законными представителями) воспитанников, находящихся на обслуживании, целью которых является формирование у взрослых четких семейных правил, учитывающих интересы всех членов семьи. Основная задача работы с семьей: повышение уровня социально-психологической и педагогической компетентности родителей воспитанников социального приюта. Форма проведения занятий: индивидуальные встречи с родителями детей или их законными представителями.

В работе с родителями (законными представителями) психологи часто сталкиваются с открытым проявлением настороженности, демонстрацией права на закрытость, а нередко и с элементарной агрессивностью и грубостью со стороны родителей, поэтому необходимо снять напряжение, расположить их к общению. Мы имеем четкую профессиональную установку: наладить контакт и дальнейшее взаимодействие, даже если родители не вызывают симпатии, если нам трудно одобрить манеру их общения, принять их позицию. Доброжелательный рассказ о воспитаннике, его первых успехах в новом коллективе вызывают у родителей определенную заинтересованность. Для беседы выбираем темы, связанные с будущим ребенка, со сложностями и трудностями воспитания детей и т.д., что дает возможность перейти к диалогу и позволяет подойти ко второму этапу работы – выявлению существа семейных проблем и причин их возникновения.

Серьезное внимание уделяем диагностической работе и с родителями, и с ребенком, в ходе которой формируется план совместной работы. Индивидуальная диагностическая работа с родителями включает в себя: первичное интервью, где есть возможность оценить, можно ли опираться на этого взрослого в работе и какие у него для этого имеются ресурсы. Для наблюдения выбираются ситуации, в которых отражаются взаимоотношения ребенка с родителями, способы их взаимодействия друг с другом. Следующий этап коррекционной работы – определение плана вывода семьи из сложной ситуации, составление индивидуальной программы реабилитации. Реализация намеченного плана в каждом отдельном случае имеет индивидуальный характер, однако можно выделить некоторые общие проблемы.

Педагогически несостоятельные семьи нуждаются в коррекции целей и методов воспитания, представлений о родительском авторитете. Важно, чтобы с помощью специалистов социального приюта родители осознали недочеты и ошибки в воспитании, убедились в необходимости более глубокого познания своего ребенка, его психологических и возрастных особенностей, характера отношений с другими детьми. Многим родителям сложно в короткий срок изменить свою манеру, тон, стиль общения с детьми, поэтому им предлагается принять участие в социально-психологическом тренинге, ориентированном на коррекцию общения.

В работе с конфликтной семьей важно выявить основные причины конфликтности. Помощь семье предполагает психологическую поддержку взрослых и детей, акцентирование внимания взрослых на интересах ребенка как способе сглаживания конфликта.

Особенно сложно изменить ситуацию в асоциальных семьях. Помощь таким семьям заключается в побуждении родителей к лечению от алкоголизма, наркомании, соматических заболеваний; в содействии в восстановлении социального статуса; создании благоприятных условий для жизни и развития детей; представлении информации о правах и льготах, помощь в их получении. Реанимировать желание таких родителей заниматься детьми, проявлять о них заботу - значит сделать важный шаг на пути к их собственным преобразованиям.

Достигнутые каждым родителем результаты определяются с помощью теста «Ваш стиль воспитания», который позволяет установить наличие изменений характера взаимоотношений в семье, отметить повышение воспитательской компетентности и ответственности родителей. В результате проведенных занятий у родителей (законных представителей) повышается уровень социально-психологической и педагогической компетенции: они осваивают способы позитивного общения с ребенком, преодолевают стереотипы своего поведения, что ведет к гармонизации стиля семейного воспитания.

Социальный приют выполняет важную социальную функцию – посредника в системе отношений ребенка, заботящегося об изменении условий его жизнедеятельности через ориентацию близких на его нужды, на решение его проблем. Цель работы с семьей: найти возможность сохранить ее для ребенка и внести коррективы в его семейную жизнедеятельность.

Опыт показывает, что благодаря последовательной работе специалистов социального приюта деградация асоциальных семей может быть ослаблена, что позволяет избежать лишения родительских прав и полного изъятия ребенка из семьи. Возвращение ребенка в родную семью, которая способна создать необходимые условия для его дальнейшего развития, безусловно, идеальный результат его социальной реабилитации.

 

МБУ "КЦСОН"

Источник Facebook 25.07.2018