Там, где нас ждут

Журналист «Заполярки» провел утро с соцработником и вместе с ним посетил его подопечного.

Ситуации в жизни бывают разные. Порой пожилому человеку некому помочь — родных у него либо нет, либо они живут на материке, а сил на выполнение повседневных бытовых дел не хватает. И тут на помощь приходит государство в лице социального работника.

"Надомники"

В начале рабочего дня нас с фотографом встречает заведующая отделением социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов Ольга Паськова. В ее отделе работают 12 человек, которые обслуживают 150 норильчан. «Среди получателей наших услуг есть колясочники, слепые, есть те, кто передвигается в прямом смысле «по стеночке», но не лежачие, то есть не самые тяжелые», — рассказывает Ольга.

Напомним, в Комплексном центре социального обслуживания населения Норильска действуют два отделения соцобслуживания на дому — в Центральном районе и в Талнахе, плюс отделение социально–медицинского обслуживания на дому. В обязанности соцработников, кроме собственно посещения клиентов, входит многое: покупка продуктов, товаров и лекарств, домашняя уборка, работа с медицинскими организациями, социально–психологический патронаж, или попросту беседа, консультации по юридическим вопросам, оформлению документов, восстановлению прописки, инвалидности, получению различных льгот и так далее.

– Есть благодарные люди, а есть требовательные: что бы ты ни делал, как бы ни старался — все будет не так, — делится своими заботами Ольга. — Характеры у пожилых людей разные, поэтому соцработникам зачастую эмоционально тяжело выдержать многие вещи.

В процессе разговора мы узнаем местные правила и распорядок, особенности рабочего графика людей, выбравших столь непростую профессию. Выясняем, что каждый соцработник проводит у своего подопечного один–два часа минимум два раза в неделю — в зависимости от необходимости; что приходится не только посуду мыть и за хлебом да лекарствами ходить, но и менять памперсы, мыть грузного человека, проявлять милосердие, уметь терпеть чужие капризы. А еще о том, что в отделе ухода за пожилыми и инвалидами нет людей со специальным образованием, все пришли сюда из иных сфер. Значит, и правда — по призванию.

В соцслужбе существует система оказания платных услуг. Одна минута фактически выполненной работы стоит 2 рубля 7 копеек, в час получается 124 рубля 20 копеек. Для людей, которые практически не выходят из дома, это не слишком обременительная сумма. У каждой услуги, включенной в гарантированный государственный перечень, своя стоимость. Существует прейскурант и на дополнительные платные услуги — их стоимость не возмещается. При этом есть категория клиентов, которые находятся на бесплатном обслуживании: ветераны Великой Отечественной войны, граждане, чей доход ниже полуторной величины прожиточного минимума и так далее.

По адресу

С 9 до 10 утра соцработники планируют в отделе свой день. С 10.00 до 17.12 — столько длится смена — ходят по адресам. Пройдемся с ними и мы.

С соцработником Ольгой Нижегородовой отправляемся за продуктами для ударницы трудового фронта, ветерана Великой Отечественной войны Зинаиды Тимофеевны Евстафьевой. Родственников, за исключением внучки, у нее нет, однако и внучка в данный момент уехала в отпуск.

Зинаида Тимофеевна заказала Ольге «молочку», сыр и детское мыло. «Где вы обычно покупаете продукты и вещи? Как далеко за ними ходите?» — спрашиваем у соцработника. «Все беру в радиусе 500 метров от дома», — отвечает она.

В сетевом супермаркете Ольга уверенно и быстро собирает заказ и двигается к кассе. Потом — еще один магазин и еще. В подъезде она набирает на домофоне комбинацию цифр и называет пароль (на наш взгляд он звучит весело: «Оля–Оля»). Мы улыбаемся. Дверь открывается. Вот мы и дома.

***

С первого взгляда видно, что Зинаида Тимофеевна — человек аккуратный, интеллигентный, с хорошим чувством юмора. Лучится вся. Ходит на усталых ножках медленно, но многое и по сей день делает сама. А дел у бабушки в ее 92 года хватает: то кашку сварит, то прессу изучит, то цветы рассадит (вон, целый палисадник в комнате), а то и судоку поразгадывает. «Дохожу, — говорит, — до пятого, а иногда и до шестого уровня. Ага». «А телефоном пользуетесь?» «Сотовый у меня есть, с кнопками, пальцем двигать по экрану не научилась еще». «А интернет, интернет знаете, что такое?» «Ой, да ну его. Слышала, там, в этом интернете вашем, матерятся, ага... Так что на что он мне?!».

Зинаида Тимофеевна прожила в Норильске 64 года, сама из Козюльского района, каждый год внучка возит ее в отпуск, вот и сейчас бабушка собирается лететь на материк с сопровождением. «А насовсем–то я не хочу из Норильска уезжать: как я все это, родное, оставлю?». Наша собеседница долгое время работала в системе дошкольного образования и до сих пор хранит множество фотографий из детских садов, где трудилась. На стене — грамоты, знаки отличия, открытки. Маленький музей.

Но главная любовь ее — цветы. Хозяйка проводит для нас мини–экскурсию, показывает: «Это Ванька мокрый, пустой был, а вот давеча новые побеги дал. Это — амаранская лилия, белым цветом цветет, запах у нее чудесный! Не сладкий, а нежный, тонкий. Тут — розовые герани...».

Она старается двигаться как можно уверенней. Заметно, что это стоит ей немалых усилий. Улыбка не сходит с лица. Хвалит «Заполярку». Соцработника Олю. Внучку. Рассказывает, о чем узнает из газет, тут же вспоминает про деревню, корову, детство, про то, что скоро ехать на операцию — катаракту удалять, и сколько это стоит.

...Через полчаса кажется, что мы влюблены в эту женщину. И что время тут как будто застыло. Прощаемся как родненькие. Соцработник остается — надо кое–чем помочь, поговорить, выслушать. А мы возвращаемся в свой мир. В руках у нас — горшок с цветком, амарантовой лилией. Такие хозяюшки гостей с пустыми руками от себя не отпускают.

 

Марина Хорошевская

Фото Владимира Макушкина

Источник Заполярная правда № 91 от 19.06.2018